Музыкальная цифровая революция: или как бежать впереди «паровоза», чувствуя впереди сверхприбыль

Лучше один раз услышать, чем сто раз спрашивать (Ненародная мудрость)

В 70-е, 80-е мы слушали музыку, сейчас - смотрим, считаем, меряем, но только не слушаем. Ведь слушать, особо, нечего, а вот цифры дают обильную почву для размышлений, дискуссий, споров. Да, добро пожаловать в цифровой мир, где единички и нолики куда важнее нот. И, да, это касается только нас – меломанов из прошлой эпохи. Новое поколение не заморачивается и охотно поглощает «дерьмо», которым его вскармливают, вовсе не считая себя обмазанными фекалиями. Еще бы, поколению с клиповым мышлением, своими повадками похожими скорее на биороботов, нежели на людей, все сходит с  рук, – по-другому они не умеют, не знают, и самое главное, не хотят.

И чтобы не быть голословным педантом, разберёмся в вопросах по существу, на простом языке, без канцеляризма. В чём же отличие цифры от аналога в общих чертах, если между ними принципиальная разница в качестве звука? На аналоговом сигнале синусоида естественная «прямая» и бесконечная, на цифре она ступенчатая, от точек квантования, сглаженная «посторонним» заполнением. И проявляется это на слух как нечто неестественное. Это явно резало уши при переходе на крайне низкую для звука разрядность16/44.1, применяемую, например, в компакт-дисках.

Но хитрость была в том, что переход был для многих сглажен – большая часть слушателей продолжала пользоваться аналоговыми источниками (ленты и кассеты) на которые записывался материал с CD. Сегодня с увеличением частоты дискретизации вплоть до 356-378 kHz, эта неестественность сходит, и вовсе на нет, что не может не радовать. Однако, подобного качества среди музыкальных релизов совсем не много, как правило, это касается классической музыки. Большинство музыкантов в сегменте популярной музыки продолжают выпускать релизы в формате 24 / 44,1 – и этого явно не достаточно для тех, кто пользуется аппаратурой сегмента выше среднего.

Нет проигрывателя винила – есть оцифровки

Сегодня большим спросом пользуются оцифровки виниловых пластинок. Чем же объясняется такая любовь? Может быть в тёплом аналоговом звуке, большой плотности данных, ностальгии? Все вместе. Для небольшой кучки любителей важно каждому своё: кому-то ностальгия, другим больший динамический диапазон, а третьим просто дорого покупать сам винил и соответствующее оборудование.

Естественно, что бы слушать пластинки, нужно потратить больше денег для правильного звукового извлечения, потому сам процесс более сложный на конечном этапе. А так, конечно все способы хороши при верном подходе и без отрицания законов аудио филателии, все важно: кабели, источники и, самое главное, желание и терпение при наличии определённых вложений. И ещё считается, что лампа в купе с винилом дают «правильный тёплый аналоговый звук», и это самообман, не имеющий ничего общего с «правильным» звуком. Всем правит субъективизм.

Читатель может задаться вопросом – а слышна ли разница между цифровым файлом в Hi-Res и винилом, пропущенным через один и тот же тракт? В принципе, никаких отличий нет, если рип не подвергался обработке, в результате уходит треск и уровень громкости доводится до 0dB, поднимается лишь в пиках.

Можно сказать еще больше. Ведь на оцифровку накладывается звучание усилителя, АЦП, да и те же кабеля влияют на звук, в то время как официальные Hi-Res файлы лишено подобного. Может быть поэтому звук одного и того же альбома у авторов рипов на трекерах, звучат по-своему – разный тракт, разный звук. А если предположить, что компакт-диск подвергнуть той же процедуре – пропустить через весь тракт, переоцифровать. Наверняка звук будет другим, более похожим на винил. Чем-то подобным занимается корифей на трекере, форумчанин и релизёр Bezbazara, который пропускает вначале CD через 35-битный ЦАП.

Компрессия звука – на грани добра и зла

С каждым годом наблюдается тенденция роста компрессии звука и сегодня лимит закончен и доведён до абсурда. Для чего же она нужна? Компрессия нивелирует разницу между тихими и громкими звуками, убивая динамику звучания и помогая криворуким самоучкам хоть как-то звучать. Так же компенсирует деградацию воспроизводящей аппаратуры. А такие группы как Мuse ,сделали компрессию частью своего стиля. Кроме того, компрессия – это погоня за громкостью, которая критична для небольших портативных аудио устройств – гаджетов.

Но если подойти к вопросу с другой стороны, совсем без компрессии обойтись невозможно, да и не нужно – она была всегда (в том или ином виде): ламповые «комбики», магнитная лента и т д. Здесь важна разумная достаточность, а она у каждого своя – стандартов просто нет.

В каком формате сейчас записываются артисты: 16/44,1 24/44,1 или 24/96? Влияют ли как-то на звучание эти цифры?

Музыканты на студиях записываются так, как считают нужным и на что хватает бюджета. Разумеется, что конечное влияние на звук огромное – чем выше характеристики, тем точнее передача живого звука. Упомянутый уже релизёр Bezbazara был на студии группы Metallica в Сан-Франциско, где было установлено два пульта: аналоговый и цифровой, но записываются на последний и в формате 24/192. И это коллектив, играющий трэш-металл, где высокий динамический диапазон не так уж и важен. Можно лишь надеяться на благоразумие артистов, работающих в жанре популярной музыки, а именно, что записываются они  с не меньшими техническими характеристиками, а возможно – и с более высокими, например, в  DXD, как это делается на норвежском лейбле 2L The Nordic Sound.

И не стоит жаловаться на такие магазины как HDTracksиQobuz, если купленные вами музыкальные файлы не будут соответствовать вашим аудиофильским предпочтениям: они получают музыку, как и получали всегда – от правообладателей. Никакой обработки звука, влияющей на динамический диапазон, они не имеют права делать. Запись подвергается компрессии непосредственно в музыкальной студии, где в зависимости от понимания, образования, подготовки и профессионализма, применяются различные способы воздействия на звук, будь то лимитеры, компрессоры и т.д.

Ремастеринг музыкальной записи

Ремастеринг – это обработка старого готового микса новыми техническими средствами. То есть речь идёт об обработке оцифрованной копии (неизвестно какой по счёту, что очень важно) – в худшем случае, либо если она была аналоговая (мастер-лента) – в лучшем случае. Так, например, дюймовая мастер-лента, записанная на 38/76 скорости, может быть оцифрована в экстремально высоком разрешении – 32 бита / 768 kHz. Ремастирут сейчас и первые цифровые  записи (это о худшем варианте), поднимая частоту дискретизации для начала. И здесь тоже очень важен источник воспроизведения цифрового материала, желательно что бы он был тем самым, на который и писался в музыкальной студии.

High-End – выше только небо

Если ещё вчера мы слушали музыку на японских кассетных магнитофонах и получали от этого неподдельное музыкальное и эстетическое удовольствие, сегодня придётся выложить не малую сумму денег, для извлечения «правильного» звука. Речь идёт о музыкальной аппаратуре High-End класса. Но, чёрная ирония заключается в том, что такая  аппаратура не доступна для простого обывателя. Да и не всё, что продаётся под маркой High-End, отвечает высоким стандартам,(о Hi-Fi вообще сказать нечего, под этой маркировкой теперь штампуются все шарлатаны). Есть только небольшая группа компаний с топовыми линейками (B&W – cерия Diamod,акустические системы XRT 2.1K и усилители от Mcintosh, например), где качество улучшилось, но ценник там – не подходи. То, что сейчас считается хаендом, во второй половине 80-х было обычным ширпотребом по техническим характеристикам. И это надуманное надувательство и обман (маркетинг). Взять хотя бы те же выставки High-End аудио и видео, проводимые ежегодно по всему Миру. Чтобы понять как звучит вся эта техника за  тысячи и десятки тысяч долларов, следует придти туда со своим музыкальным материалом или с тем, что знакомо до молекул /эфира, а не слушать то, что пытаются подсунуть, отроив весь тракт под пару-тройку похожих вещей, предоставив на подготовку целую неделю.

Именно этот аппарат (фото из личного архива магнитолы SHARP) я уже слушаю 32 года. И продавать не собираюсь.

P.S. Выводы можно сделать неутешительные. Учитывая тот факт, что экономика 21 века ориентирована на сверхприбыли, расширяя перманентно бизнес не вглубь а вширь, тем самым реализуя свою приоритетную задачу – достижения конкурентного преимущества, в то время как потребитель, как принято в последнее время, остаётся в сторонке. Вряд ли и люди в ближайшем будущем станут богаче и сменят свои тесные квартирки-студии на роскошные лофты. А потому, нас ждут всё более «умные» и тонкие гаджеты, которые умеют всё, или почти всё, выполняя роль, скорее, детской погремушки, чем серьёзного устройства. Но есть и хорошая новость: всё больше музыкантов выпускают свои альбомы на аналоговых носителях – кассетах. Так что расчехляйте свои японские бумбоксы – время пришло!

 

 

Analog, Digital, Музыка, Общие | |
Upp